Благотворительность Донны Грации и биография Иосифа Наси

                             БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ 
Мои первые благотворительные проекты  начались еще в Ферраре, где на мое средства были изданы несколько экземпляров «Библии из Феррары» на ладино — языке евреев Средиземноморья. Вместе с этим изданием вышла книга, предназначенная для христиан, с посвящение герцогу Ферарры. В Османской Империи я: строила больницы, приюты для сирот и больных, ешивы, синагоги. Известная синагога «Ла Сеньора», названная в мою честь до сих пор существует в Стамбуле. Известна моя помощь еврейской общине города Тверии. Благодаря моей помощи были построены новые городские стены Тверии, а в окрестностях города насажены плантации тутовника и началось развиваться шелководство. Я пыталась создать в Тверии крупный центр культуры, науки, торговли. Донна Грация Мендес Наси умерла в 1569 году в городе.

                                           
ЭМИГРАЦИЯ
 В виду опасности преследования инквизиции, Беатрис в возрасте 26 лет вместе дочерью, сестрой, двумя племянниками покидает Португалию. Сначала путь Мендесов проходил в Англию, затем во Фландрию в Антверпен. Здесь я выдаю свою сестру за главу торгового дома Мендесов, который вскоре умер и таким образом, я становлюсь главой торгового дома Мендесов. Ближайшим моим помощником  становится мой племянник — Иосиф Наси, энергичный и предприимчивый молодой человек, получивший дворянский титул от будущего императора Максимилиана. В 1544 году семья переезжает в Венецию и живет открыто как уважаемое христианское семейство. Здесь в Венеции по неизвестным причинам моя сестра доносит властям об исповедании семьей Мендесов иудаизма и я, традиции  подвергаются аресту властями. Только личное вмешательство Иосифа Наси и врача турецкого султана Иосифа Хамона, по случаю оказавшегося в Венеции меня освобождают и семья находит покровительство у герцогов Дэсте и селиться в городе-государстве Ферраре. Здесь я начинаю открыто исповедовать еврейские традиции, но приходится уехать в столицу Османской Империи в Стамбул. Сюда же приезжает мой племянник Иосиф Наси, который жениться на моей дочке  Брианде.
                                         
                                                               Биография Иосифа Наси
Затем в Антверпен мой зять Иосиф Наси присоединился к банкирскому дому Мендесов, основанному моим мужем и деверем Грации. Благодаря своей прекрасной наружности и приятному характеру, а также широким коммерческим связям его банкирского дома, мой зять вскоре привлёк к себе симпатии знати и даже королевы Марии, регентши Нидерландов, сестры Карла V.
Тем не менее вынужденный и в Нидерландах скрываться под маской христианина, мой муж вместе со своей тётей Грацией решил эмигрировать в Турцию. В 1547 году покинул Фландрию, жил во Франции (где стал известен при дворе). С громадными трудностями мы прибыли в Венецию в 1549 году, в это же время мой зять и обратился к Венецианской республике с просьбой отвести один из соседних островов, где изгнанники могли бы найти себе убежище и куда мог бы быть направлен поток еврейской эмиграции из Португалии. В этой просьбе ему было отказано.
Между тем Грация, по проискам своей племянницы, была заключена в тюрьму, и её имущество было конфисковано республиканским правительством.
В начале 1554 году Иосиф Наси, по приглашению султана Сулеймана II (1520−1566), прибыл к Грации в Стамбул, совершил обрезание и изменил своё христианское имя Жуан (Жоао) Мигес на еврейское имя Иосиф Наси.В Турции мой зять  имел покровительство влиятельного придворного врача еврея Моисея Гамона, благодаря чему мой зять сумел заинтересовать султана в тех коммерческих и финансовых выгодах, которые Турция могла бы получить в связи с переселением в её пределы семьи моего зятя и других богатых еврейских домов. Вследствие этого султан отправил посла в Венецию с поручением освободить меня и мое имущество, что ему и удалось после долгих препирательств с венецианским правительством.Селим даровал моему зятю сбор пошлин с вин, ввозимых в Турцию через Чёрное море. Несмотря на зависть и происки великого визиря Мохаммеда Соколли, мой зять имел такое сильное влияние на Селима, что представители европейских держав нередко видели себя в необходимости искать поддержки у Иосифа. Когда германский император Максимилиан II (1564−1576) пожелал заключить мир с турками в 1567 году, он не преминул направить своего посла Веранция с подарками к моему зятю, ставя его наряду с другими высшими придворными сановниками. Однако Веранций не только не отдал моему зятю Иосифу предназначенных ему подарков, но ещё сам сделал у него денежный заём. В 1571 году император написал моему зятю Иосифу собственноручное письмо.В 1566 году мой зять Иосиф стал поощрять протестантские штаты в Антверпене к сопротивлению католическому королю Испании, намекнув на враждебное отношение Селима к этой стране. Вследствие этого Вильгельм Оранский в 1569 году отправил моему зятю конфиденциальное письмо, в котором, извещая о готовящемся в Голландии восстании против испанского владычества, просил побудить султана объявить войну Испании, чтобы, таким образом, последняя была вынуждена отозвать свои войска из Нидерландов.Моему зятю Иосифу, однако, не удалось добиться объявления войны.
Мой зять вёл дружественную переписку с Сигизмундом-Августом II, королём Польши, который в 1570 году занял у него крупную сумму денег, предоставив ему за это широкие торговые привилегии, несмотря на протест города Львова.
  В 1569 году, чтобы наказать Францию, которая в течение многих лет всячески уклонялась от уплаты 150 тысяч скуди, причитавшихся семье моего зятя, султан разрешил моему зятю Иосифу захватить французские корабли, плавающие в турецких водах. мой зять Иосиф успел овладеть несколькими французскими кораблями в Александрийской гавани и, несмотря на протест, предъявленный Порте французским послом, продал их груз для покрытия долга. Французское правительство, желая отмстить за причиненное ему унижение, подкупило некоего еврея лейб-медика Дода (Давида), который возвёл на моего дорогого зятя Иосифа обвинение в государственной измене, но клевета была обнаружена. Мой зять добился фермана о пожизненной ссылке медика Дода на остров Родос, куда ссылались турецкие преступники. Еврейские общины Стамбула подвергли Дода и двух его помощников отлучению. К этой мере присоединились раввины и других крупных еврейских общин Османской империи.
В 1569 году мой зять выступил во главе партии, призывавшей к войне с Венецией за владение Кипром, королём которого султан якобы обещал назначить его. Когда в сентябре 1569 года вспыхнул большой пожар в арсенале Венеции, мой зять, тотчас же осведомленный об этом, поспешил убедить султана приступить к давно лелеемому им плану завоевания Кипра (известно, что в самой Венеции в пожаре в арсенале обвинили моего дорогого зятя, за что хотели даже изгнать евреев из города.После настойчивых представлений султан в конце концов был вовлечён в войну с венецианцами и отнял у них Кипр в 1571 году. Хотя Кипр был захвачен, Турция потерпела тяжелое поражение в морских боях при Лепанто, следствием чего было усиление мирной партии и падение авторитета Иосифа, который, однако, сохранил свои титулы и привилегии до конца жизни.
Как сообщается, захват Кипра был осуществлён в ходе «Рейда на Кастро» («пиратский захват Кипра флотом из Газы и Яфо под командованием моего зятя Иосифа Наси), о чём даже сложилась песня на ладино.
Также известно, что под флагом моего зятя его подчинённый еврей Франциско Коронелло с флотом и войском в 8 тысяч турок попытался захватить венецианский остров Тинос.
Мой зять Иосиф Наси написал полемический трактат против астрологии «Бен Порат Иосеф» (Стамбул, 1577 год).
Мой зять, как говорят, составил небольшой богословский труд, чтобы доказать грекам, что Тора выше греческой философии. Предполагают, что этот труд был написан на испанском языке и переведен Исааком Онкенейра на еврейский под заглавием: «Ben Porat Josef» (напечатан в Константинополе, 1577 год).
Со смертью Селима в декабре 1574 года, при дворе нового султана Мурада III (1574−1595) Наси утратил своё политическое влияние, но сохранил все свои должности и доходы. Остаток своей жизни он провёл в тихом уединении своего замка Бельведер. 

                                        ПАМЯТЬ  О  ИОСИФЕ НАСИ

Наси умер бездетным, и после его смерти всё имущество было захвачено султаном Мурадом.
Смерть Наси вызвала всеобщее сожаление. Поэт р. Саадиа Лонго написал в честь него элегию. Моисей Альмоснино посвятил ему своё сочинение о нравственности «El Regimento de la Vida» (Салоники, 1564 год; Венеция, 1604 год), а Элиезер Ашкенази — свои комментарии к книге Эсфири: «Josif Lekach» (Кремона, 1576 год).
Иосеф Наси содействовал развитию еврейской учёности, оказывая покровительство отдельным учёным и иешивам. В Бельведере Наси основал иешиву и создал превосходную библиотеку.
Наси оказывал поддержку талмудическим школам, особенно иешиботам, основанным в Константинополе Иосифом ибн-Лебом. В его доме была огромная еврейская библиотека, которой многие пользовались. Он основал в Константинополе еврейскую типографию.
Вдова Наси, герцогиня Наксосская Рейна (умерла около 1599 года), была хранительницей библиотеки мужа и позволяла ученым пользоваться его книгами. В 1592 году Рейна учредила в Бельведере еврейскую типографию, действовавшую с перерывами до 1599 года.
Подробнее:http://cyclowiki.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84_%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B8



Подробнее:http://cyclowiki.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84_%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B8

                                                               

Комментариев нет:

Отправить комментарий